геомембраны в дорожном строительстве

Одной из важнейших задач дорожного строительства является продление эксплуатационного периода, во время которого существенно сокращается количество работ, известных и дорожникам, и автолюбителям под названием «ямочный ремонт». О том, как себя проявили геомембраны в дорожном строительстве, могут рассказать специалисты, занимающиеся строительством и эксплуатацией таких объектов, а об их качестве – благодарные водители.
Повышенные требования к качеству дорог, плотность трафика, а также общее увеличение средней скорости требуют, чтобы реконструкция инженерных сетей и сооружений, строительство новых магистралей, дорог местного значения, в том числе и грунтовых, проводилось с использованием синтетического материала – геомембран, с помощью которых можно в несколько раз увеличить срок службы объекта.

Виды мембран для дорожного строительства

Внешне геомембрана представляет собой рулонный материал, изготавливаемый синтетическим способом, толщина которого варьируется от 0,5-1 до 4 мм, а ширина – от 1,5 до 5 м (предельная ширина – 12 м). Основой для ее производства служит полиэтилен высокой плотности, высокого и низкого давления. От этого параметра зависит вид получаемого материала:
Геомембрана

Геомембрана

    LDPE-мембраны получают при высоком давлении, в результате чего материал приобретает высокую эластичность при низкой плотности. Рекомендован к применению для гидроизоляции и разделения слоев объектов с неровной поверхностью;
    HDPE-мембраны – продукт, который изготавливается при воздействии низкого давления. Данный материал отличает высокая прочность и устойчивость к очень большим нагрузкам, в том числе и сейсмическим.

Геомембраны по своему составу могут быть:

    полностью геосинтетическими;
    битумно-геосинтетическими;
    реже – глиняно-геосинтетическими,

а по внешнему виду и качеству поверхности:

    гладкими;
    профилированными;
    текстурированными.

Для достижения максимального эффекта от применения геомембран их часто комбинируют с другими геосинтетиками. Наиболее встречающееся сочетание: геомембрана и дорожный геотекстиль, хотя нередко их используют и с георешетками, геоматами или геосетками.
Основные характеристики и особенности применения геомембран в дорожном строительстве

Основное назначение геомембраны – армирование дорожного полотна для придания ему стабильности, что является профилактикой от неизбежного появления деформационных процессов в результате его эксплуатации. Кроме того, геомембрана выполняет разделительную функцию между слоями дорожного пирога, а также служит элементом дренажной системы и материалом для гидроизоляции. А, к примеру, использование профилированной геомембраны способствует обеспечению дополнительной вентиляции слоев полотна.

Строительство дороги

Из основных эксплуатационных характеристик материала следует обратить внимание на:

    долговечность, достигающую векового рубежа;
    возможность эксплуатации в различных климатических условиях при температуре от -70ºC до +100ºC;
    инертность к большинству химически агрессивных веществ;
    высокие показатели по параметрам:

    прочности материала на разрыв, составляющая в среднем 25 МПа;
    относительного удлинения, при котором сохраняются все характеристики материала, достигающего 700-800%.

Вопреки сложившемуся мнению, использование геомембран не приводит к общему удорожанию строительства – в этом случае только на 30-50% сокращается потребность в сыпучих материалах, необходимых для устройства подушки дорожного полотна, и которые еще необходимо транспортировать на объект. Кроме того, существенно сокращается объем работ.
Использование геомембран в дорожном строительстве позволяет заметно увеличить прочность дорожного полотна и, соответственно, повысить его эксплуатационные характеристики.

Достигается это несколькими способами, среди которых:

    обеспечение равномерного распределения нагрузок;
    исключение смешивания слоев между собой и их заиливания;
    нивелирование действия грунтовых вод, которые не оказывают разрушительного действия на дорожное полотно.